Архив игр
2008. Сентябрьская серия. Игра первая.
Капитан команды: В'ячеслав Лисицин
6:4 (знатоки | зрители)
вернуться в архив
Против команды телезрителей сегодня играет команда новичков Клуба.
В её составе:
- аспирант Павел Свердлов (Минск, Белорусь)
- студент Юрий Филиппов (Санкт-Петербург, Россия)
- ассистент Анастасия Русова (Киев)
- студентка Инна Семёнова (Винница)
- редактор Алексей Самулёв (Симферополь)
И капитан команды – аналитик Вячеслав Лисицын (Санкт-Петербург, Россия).
Против этой команды сегодня играют:
Анна Почивалина (Добрушино); Юлия Засименко (Николаев); Михаил Матвеев ( Санкт-Петербург); Максим Кукало (Киев); блиц; Борис Бурда (Одесса); Лидия Желтикова (Донецк); Галина Глушкова (Новый Буг); Ольга Будник (Житомир); Анна Дудченко ( Лутугино); Сергей Бирюков (Харьков); Светлана Баркова (Шепетовка); Авторадио.
Игры за звание лучшей команды сентября. Телезрители против знатоков. Первая игра.
- раунд 1 (счет 0:0)
- Против знатоков играет школьница Юлия Засименко, город Николаев.
Биографы Уильяма Шекспира отмечают, что он прославился во многом благодаря театру «Глобус». Шекспир основал это театр и писал для него пьесы, а вот на сцене появлялся редко. А лондонская публика, вообще считала, что за всю жизнь Шекспир сыграл только одну удачную роль.
Внимание, вопрос!
Что это за роль, кого играл Уильям Шекспир?
Обсуждение: «может, тень отца Гамлета», - сразу после звукового сигнала предлагает Инна Семёнова, команда обсуждает и поддерживает эту идею. Юрий Филиппов вспоминает о голосе за сценой в «Буре», о роли самого Гамлета рассуждает Вячеслав Лисицын, но команда отмечает, что это должна быть роль кого-то, кого не видно. Юрий Филиппов обсуждает возможность того, что это пьеса не Шекспира, а Алексей Самулёв о возможности роли чего-то неодушевлённого. После обсуждения команда возвращается к первой версии Инны Семёновой.
Отвечает Инна Семёнова: мы считаем, что эта удачная роль – это была роль тени отца Гамлета.
Внимание, правильный ответ!
Лондонская публика считала Шекспира плохим актёром, и на сцене он появлялся редко. А в одной роли Шекспир вообще не выходил сцену, а только читал текст из-за кулис. Эта роль – ТЕНЬ ОТЦА ГАМЛЕТА!
- раунд 2 (счет 1:0)
- БЛИЦ – 3 вопроса по 20 секунд обсуждения на каждый. Чтобы получить очко в этом раунде, вы должны ответить на три вопроса подряд.
Против команды знатоков играет пенсионерка Алла Маркина, город Кировоград
Внимание, вопрос первый!
О чём китайцы говорят: «Он не вытесняет явь, явь не отрицает его, но одно неотделимо от другого и немыслимо без него»?
Отвечает Анастасия Русова: мы попробуем предположить, что то, что находится где-то в районе яви – это сон.
Внимание, правильный ответ!
Он не вытесняет явь, явь не отрицает его, но одно неотделимо от другого и немыслимо без него – так китайцы говорят о СНЕ
Продолжаем блиц, вопрос второй!
Чьи отношения китайцы считали идеальными: они способны понимать друг друга и сотрудничать, не высказывая своих мыслей?
Отвечает Юрий Филиппов: мы считаем, что китайцы считали идеальными отношения рыб.
Внимание, правильный ответ!
Они способны понимать друг друга и сотрудничать, не высказывая своих мыслей, их отношения идеальны – это МАТЬ И МЛАДЕНЕЦ!
- раунд 3 (счет 1:1)
- Против знатоков играет Ольга Будник – экономист, Житомир
Внимание, чёрный ящик!
То, что находится в чёрном ящике, жители Лиллипутии впервые увидели у Гулливера и приняли за таинственное животное. Но Гулливер рассказал, что редко делает что-нибудь, не посоветовавшись с этим предметом. Поэтому лилипуты решили, что это - почитаемое Гулливером божество.
Внимание, вопрос!
Что это за божество, что в чёрном ящике?
Обсуждение: «компас или часы», - сразу предлагает Инна Семёнова, одновременно с этим «большую шляпу» предлагает Анастасия Русова. У Алексея Самулёва возникает идея о монетке, которую подбрасывают. Звучат «игральные кости», «трубка», «термометр», «носовой платок». Команда активно обсуждает. К концу обсуждения Анастасия Русова аргументирует версию о часах.
Отвечает Павел Свердлов: мы попробуем ответить, что в черном ящике лежат часы. Они такие маленькие, тикают, на них двигаются стрелочки, что вызывает ассоциации с животными. И, посмотрев на часы, можно прикинуть, что же делать в данный конкретный момент.
Внимание, правильный ответ!
Этот предмет лилипуты нашли у Гулливера в кармане. И приняли за животное, ведь он издавал звуки. Гулливер редко делал что-либо не посоветовавшись с ним. Это…
Откроем черный ящик…
ЧАСЫ, Гулливер смотрел на часы!
- раунд 4 (счет 2:1)
- Против команды Вячеслава Лисицына играет журналист Максим Кукало, город Киев
В романе Джерома Селлинджера "Над пропастью во ржи" главный герой Холден пришёл в школу к своей младшей сестре: "Нигде никого не было - наверно, потому, что шли занятия, и большая перемена еще не начиналась. Я только увидел одного малыша - цветного мальчугана, он бежал в уборную. У него из кармана торчал деревянный номерок, нам тоже такие выдавали..."
Внимание, вопрос!
Для чего же американским школьникам выдавали такие номерки?
Команда берёт досрочный ответ.
Отвечает Юрий Филиппов: такие номерки выдают американским школьникам для того, чтобы видеть, что ученик покинул занятия легально, а не находится в коридоре школы по собственному желанию, то есть прогуливает. Если у него есть такой номерок, то учитель его легально отпустил с занятий, например, в туалет.
Ведущий: мне нечего добавить!
- раунд 5 (счет 3:1)
- Против знатоков играет студентка Анна Дудченко, город Лутугино, Луганская область
Внимание, ИвАнов!
Картину «Явление Христа народу» Александр Иванов писал в Риме и работал над ней двадцать лет. Филолог и писатель Игорь Золотусский утверждает, что среди персонажей картины художник изобразил великого писателя.
Внимание, вопрос!
Назовите этого писателя и покажите его!
Обсуждение: «не может быть тот самый писатель и филолог?», - начинает обсуждение Юрий Филиппов, 20-летний срок написания картины наводит команду на мысль о том, что это может быть один и тот же человек, запечатленный в юном и более зрелом возрасте. Затем знатоки вспоминают писателей – современников художника, а Анастасия Русова отмечает сходство одного из персонажей картины с Достоевским. Других убедительных версий за столом не появляется.
Отвечает Анастасия Русова:
мы попробуем предположить, что пожилой мужчина с посохом, который стоит в углу картины, очень похож на Фёдора Михайловича Достоевского, по крайней мере, по мнению нашей команды.
Внимание, правильный ответ!
Александр Иванов начал писать картину в 1837 году в Риме и работал над ней 20 лет. В Риме он встретился со знаменитым русским писателем, и изобразил его на картине. Этот писатель – НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ, а на картине он – последний в череде паломников и ближайший к фигуре Христа!
Счет 3:2.
Музыкальная пауза. Поёт дуэт «Милос».
- раунд 6 (счет 3:2)
- Против знатоков играет пенсионерка и садовод-любитель Галина Глушкова,
город Новый Буг, Николаевская область
Говорят, самая первая подрезка винограда была выполнена случайно. Дело было в Древней Греции. Упрямец, выполнивший эту подрезку, получил тогда хорошую взбучку. А когда испорченная лоза дала небывало щедрый урожай, хозяин раскаялся, и виновнику поставили памятник.
Внимание, вопрос!
Кто удостоился памятника за первую подрезку винограда?
Обсуждение: Дионис, виночерпий – сразу включается в обсуждение женская часть команды, «какое-то животное, которое подгрызло эту лозу», - говорит Анастасия Русова, «овца или коза!», - подхватывает идею Инна Семёнова и вся команда. Обратив внимание на пол животного и слово «упрямец» в вопросе, Алексей Самулёв предлагает осла. Одобрив версию, команда старается придумать альтернативу – памятник какому-то конкретному человеку.
Отвечает Алексей Самулёв: нам кажется, что этот упрямец – это осёл, который отгрыз какие-то ветки с лозы, которая впоследствии стала плодоносить лучше. Сначала его отлупили, а потом поставили памятник.
Внимание, правильный ответ!
Говорят, первая подрезка винограда была выполнена случайно, а хозяин виноградника наказал упрямца. Виноградные побеги изгрыз голодный ОСЁЛ.
- раунд 7 (счет 4:2)
- Против команды Вячеслава Лисицына играет обладатель бриллиантовой совы, телеведущий Борис Бурда, Одесса
Внимание, тарелки!
Вот эта маленькая тарелка – закусочная, предназначена для закусок. Глубокая тарелка – для супа. Вот эта большая тарелка – для основного блюда. А мелкие тарелки используют в качестве подстановочных под основные.
Внимание, вопрос!
А для чего используют вот эту, оставшуюся на блюде, тарелку?
Обсуждение: «как подставка под горячее», - предлагает Анастасия Русова, «для чаевых», - версия Павла Свердлова, « это тарелочка для стрельбы!», - беря в руки тарелочку, догадывается Юрий Филиппов, команде очень нравится версия, но обсуждение продолжается. Осуждаются возможности использования её как теплоизолятора, как подставки под другую посуду, а также возможность наливать в неё соусы, насыпать что-либо или использовать как тарелочку для хлеба.
Отвечает Юрий Филиппов: эту тарелку используют в качестве мишени для стрельбы дробью. Её используют как мишень.
Внимание, правильный ответ!
Такая тарелка имеет строго определённый диаметр и толщину. Такие тарелки не ставят на стол и не едят из них. Такие тарелки используют как мишени на соревнованиях по стрельбе, СТРЕЛЬБЕ ПО ТАРЕЛОЧКАМ!
- раунд 8 (счет 5:2)
- Против вас играет Анна Почивалина, студентка из села Добрушино, АР Крым.
Внимание на экран!
Перед вами рисунок из книги «Как развивать хорошую память». Видите: ветка, свёрнутый лист, корни, ель…
Внимание, вопрос!
Что автор книги предлагает запоминать с помощью такого рисунка?
Обсуждение: и снова первой реагирует Инна Семёнова, узнав рисунках цифры, она начинает рассуждать об индексах, расположении клавиш на клавиатуре. Команда подхватывает идею и, бурно обсуждая картинку, приходит к выводу, что это цифры в порядке от 1 до 0.Сразу после этого обсуждение уходит в новое русло и знатоки начинают набрасывать ситуации, в которых нужно что-то запоминать: планеты, константы, породы деревьев, цвета радуги…Последние 5 секунд обсуждения уже не происходит.
Отвечает Алексей Самулёв: на наш взгляд, символы, которые мы видим перед собой на экране, очень похожи на арабские цифры. Веточка – это 1, лист – 2, корень – 3, а ель – это 4. Поэтому нам кажется, что запоминать с помощью этих рисунков учат маленьких детей написание цифр. Арабских цифр.
Ведущий: по-моему, это издевательство – учить маленьких детей с помощью таких картинок, они ещё больше запутаются.
Внимание, правильный ответ!
Вы правильно определили, что эти растения похожи на цифры. А автор предлагает запоминать с помощью картинок ДЛИННЫЕ РЯДЫ ЦИФР!
Это поможет тем, у кого развита зрительная память.
- раунд 9 (счет 5:3)
- Против знатоков играет физик Сергей Бирюков, город Харьков
Будучи в эмиграции, великая балерина Матильда Кшесинская получила в обществе прозвище «Мадам 17». Прозвище было связано с привычкой, которой Кшесинская никогда не изменяла.
Внимание, вопрос!
В чём заключалась привычка?
Обсуждение: «она могла делать что-нибудь в 17 часов», - предлагает Вячеслав Лисицын, «выходила на бис ровно 17 раз», - версия Алексея Самулёва, далее возникают версии о 17ти фуэте, 17 букетах цветов, 17-кратных овациях. Юрий Филиппов предполагает, что балерина могла скрывать свой возраст и каждый год отмечать 17-летие. Вспомнив о польском происхождении, Инна Семёнова предлагает версию о 17 буквах в фамилии, команда считает.
Капитан берёт дополнительную минуту обсуждения.
На второй минуте команда задается вопросом, где играла балерина и где была в эмиграции. Анастасия Русова говорит, что в России, в Петербурге. Перебирая возможные привычки, команда накидывает «жить в 17 номере», «надевать 17 одежд»,.. «ждать 17 минут перед выходом на сцену» - предлагает Павел Свердлов. Идею поддерживает и развивает Юрий Филиппов, команда версию одобряет.
Отвечает Юрий Филиппов: привычка заключалась в том, что мадам Кшесинская задерживала своё выступление на 17 минут.
Внимание, правильный ответ!
Матильда Кшесинская эмигрировала из России во Францию. Она часто ездила в Монте-Карло, играть в казино! А благодаря неизменной ставке на 17 она и получила прозвище.
- раунд 10 (счет 5:4)
- Против команды знатоков играет домохозяйка Светлана Баркова, город Шепетовка, Хмельницкая область
В ХVIII веке Василий Татищев составил особое предписание. В нём, в частности, говорилось:
«Ежели за просителя работал после полудня, что по службе не обязан делать.
Ежели не тянул дело справками и придирками.
Ежели решил дело тяжебное не в очередь, а скоро и честно.»
Внимание, вопрос!
Что же можно было сделать в указанных случаях?
Обсуждение: «может, попросить взятку?» - на первой секунде предлагает Анастасия Русова, идею поддерживает Алексей Самулёв, отмечая, что в Японии тоже существовало что-то подобное. Дальше обсуждается: повышение по службе, получение премии, дополнительный выходной, получение титула, приставки к фамилии, крепостных, перевод в другой город.
Отвечает Инна Семёнова: если бы человек, о котором писал Татищев, это всё исполнял, что мы слышали в вопросе, очевидно, он бы мог рассчитывать на то, что он может взять взятку и таким образом у него будет чистая душа, потому что он делал всё хорошо – соответственно, он получает вознаграждение. То есть он мог безнаказанно взять взятку.
Внимание, правильный ответ!
Василий Николаевич Татищев, историк и государственный деятель, пытался бороться с бюрократией и произволом чиновников. В особом документе он указал случаи, в которых чиновник имеет право БРАТЬ ВЗЯТКУ!
Счет 6:4 в пользу знатоков.
Команда Вячеслава Лисицына выигрывает у телезрителей и становится главным претендентом на звание Лучшей Команды Сентября.
Звание лучшего игрока в первой игре сентябрьской серии игр украинского клуба «Что? Где? Когда?» и приз от АБ «Пивденный» - золотой слиток номиналом 10 грамм – получают Анастасия Русова и Инна Семёнова.
Игра
Ваш вопрос
Новости
Сергій Сівохо та Дмитро Литвинов. Слова після суперфіналу.
– Ох, ну це була дуже гарна гра, Сергію, вітання! Як відчувається повернення у роль капітана, ще й у таку супер-команду?
– Чудово! Коли команда хороша, то капітаном бути за щастя.
– Встигли хоча б мінімально зігратися та потренуватися перед грою?
– Так, адже ми з цими людьми в різний час так чи інакше разом грали – тому я знаю приблизно, чого від кого чекати і хто на що здатний.
– Сподівання ваші, мабуть, гравці виправдали.
...